Вернуться
2 из 11
Просмотрено 2 из 11
«Король времени» Марина Цветаева и Велимир Хлебников
«Король времени» Марина Цветаева и Велимир Хлебников
Заголовок
«Король времени» Марина Цветаева и Велимир Хлебников
Аннотация
А.А. Ахматова спустя годы после встречи с М. Цветаевой описала в записной книжке свои впечатления о «Поэме Воздуха», поэме, которую М. Цветаева прочла ей при встрече, а на следующий день – подарила рукопись: «Марина ушла в заумь. <…>. Ей стало тесно в рамках Поэзии. Она – dolphinlike, как говорит у Шекспира Клеопатра об Антонии. Ей было мало одной стихии, и она удалилась в другую или в другие». Часто эти слова воспринимают как критику, не учитывая, что «Поэма Воздуха» нравилась Ахматовой гораздо больше других цветаевских поэм. Данная запись фиксирует наблюдение, сделанное тонким и умным ценителем слова, – наблюдение, предметом которого становится меняющийся стиль М. Цветаевой. С начала 20-х годов меняется ее поэтика: Цветаева неуклонно движется в сторону авангарда, приближаясь формальными особенностями своих произведений к творениям Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Лично знавший Цветаеву Эмилий Миндлин в книге «Необыкновенные собеседники» писал: «О себе она когда-то сказала: “Я до всяких школ”. Верно, что “до”. Но и верно, что с Хлебниковым рядом, где-то во Вселенной русской поэтической речи. Ни голосом, ни осанкой не схожи, а кровь одна. В молодые годы Цветаевой – до чужбины – это в стихах ее не высвечивалось, не замечалось на слух. А позже, во многом, что написано на чужбине и по возвращении снова на Родину, вдруг высветилось в ее стихах. Ни с кем рядом в русской поэзии ее не поставишь – сама по себе, ни с кем не родня. А с Хлебниковым рядом стоит – как с братом, непохожая на брата сестра!» Объединял Цветаеву и Хлебникова и глубокий интерес к Марии Башкирцевой: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звезд своего духа. В этой области у человечества есть лишь один дневник Марии Башкирцевой – и больше ничего. Эта духовная нищета знаний о небе внутреннем – самая яркая черная Фраунгоферова черта современного человечества» (В. Хлебников. «Свояси»). Так же, как и Хлебников, Цветаева была убеждена в необходимости постоянно фиксировать свои чувства, мысли, ощущения. С ее точки зрения, это и есть настоящая история человечества. Книгу «Вечерний альбом», которая и представляет собой дневник, как писал об этом в рецензии М.А. Волошин, М. Цветаева посвятила «Блестящей памяти Марии Башкирцевой». Трудно сказать, что именно из «творений» Хлебникова было в круге чтения М. Цветаевой, но знание этого поэта и интерес к его творчеству, особенно в зрелом возрасте, несомненен. Н.И. Харджиев, вспоминая М. Цветаеву, отмечал: «Как известно, при их [А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой] первой встрече никто не присутствовал. Второй встрече предшествовало знакомство с Цветаевой Т.С. Грица и мое у А.Е. Кручёных. Мы беседовали главным образом о Хлебникове, которого Цветаева высоко ценила. Ей был подарен том “Неизданных произведений Хлебникова”, вышедший под нашей редакцией в 1940 году. Вскоре Цветаева приехала с Т. Грицем ко мне в Александровский переулок, где и состоялась ее вторая встреча с Ахматовой». На второй день встречи в квартире Харджиева М. Цветаева снова говорила о Хлебникове. Эмилий Миндлин в воспоминаниях о Цветаевой довольно большой фрагмент посвящает Велимиру Хлебникову, его приходу в кафе «Домино» на Тверской, куда иногда заходила и М. Цветаева. Придя в Борисоглебский, Э. Миндлин рассказал ей «о “явлении” Хлебникова в кафе “Домино”. Она не улыбнулась, услышав о бумажке, “освобождающей от ответственности за поступки”. – Поступки поэта – его стихи. – Она помолчала, затянулась, закинула голову и выдохнула. – Хлебников отстраняется этой бумажкой от быта. Это как “не трогайте моих чертежей”. Это его “не мешайте мне”. Его не понимают – поймут. Три года спустя на чужбине она вспомнила Хлебникова в “Поэме конца”: Школы Хлебникова соловьиный стон».
Авторы
Степанова Мария Андреевна - старший научный сотрудник, кандидат филологических наук.
Дата публикации
«Бессмертное анненское слово» М. Цветаева и И. Анненский
«Король времени» Марина Цветаева и Велимир Хлебников
Персоналии альбома Отобрано: 2
Хлебников Велимир
Цветаева Марина Ивановна