Вечер поэтесс, на котором Цветаева не присутствовала, собрал полный зал Политехнического музея и вызвал не меньший интерес, чем проходившие накануне в этой же аудитории выступления Бальмонта и Северянина. Состав был пестрым, ни одна из участниц еще не имела большой славы; устроители вечера хотели представить "женскую поэзию" как целостное новое явление.
Предполагаемые героини вечера расположены на афише в следующем порядке. Верхний ряд: Вера Юренева, Софья Парнок, Нина Серпинская , Елизавета Панайотти, Лидия Рындина. Нижний ряд: Наталья Крандиевская, Любовь Столица, Марина Цветаева, Любовь Копылова, Ада Чумаченко.
Молодым дарованиям помогали своим участием звезды сцены и экрана Юренева и Рындина, а также не упомянутая в афише актриса Людмила Эрарская. Среди поэтесс тоже были те, кого в анонсе нет – Е. [?] Рачинская и Мария Моравская. Цветаева дала для афиши выпечатку из своей фотографии с дочерью Алей, представленной на этой же выставке – очевидно, считала этот портрет очень удачным.
В номере 3 журнала "Женское дело" от 1 (14) февраля 1916 года помещен отзыв о вечере Е. Выставкиной, где говорится: "Почти все участницы оказались очень юными и многие из них выступали перед публикой впервые. Они точно сговорились ни единого слова не сказать о войне. Они говорили о любви, о природе, обо всем, чем живет человеческое сердце. Несомненна наличность талантливости и значительно более строгого отношения к форме, чем это было раньше. Обилие талантливых молодых поэтесс свидетельствует об известном художественном подъеме среди женщин вообще. Женщина долго боролась за право на свободу чувства. Теперь она отвоевала это право и провела его в жизнь. Чувство приобрело важное и прекрасное качество – правдивость. В качестве первого опыта вечер был удачен, интересен и имел заслуженный успех".
Цветаевой предстояло выйти на эту сцену позднее, уже после революции, и собравшимся в аудитории она предлагала свою гражданскую, а не любовную лирику.
Читать далее